Николай Николаев: «Основной мотив человека в планетаризме – это возврат к гармонии на планете… без человека»

Николай Петрович, Вы недавно выпустили книгу «Новая мировая религия». Заявление о появлении новой мировой религии звучит достаточно вызывающе. Вы действительно уверены, что сейчас формируется совершенно новая вера?

— В какой-то мере достаточно сложно воспринять это заявление, прежде всего потому, что в нашей стране, когда мы говорим про религию, то у людей возникают образы христианского батюшки или исламского муфтия, у кого-то – монаха в оранжевых одеждах или раввина в чёрной шляпе и сюртуке. Это наши стереотипы, сформированные из-за отношения к религии как к социальному институту. Да, у нас есть целый ряд социальных институтов, которые представляют определенные религиозные конфессии. Они известны всем, но при этом религий огромное количество. И речь здесь не о социальном институте как таковом, а об определённой системе религиозных верований, формирующих у миллионов людей вполне определенное мировоззрение и этические принципы.

А что именно позволяет определять планетаризм как религию?

— Дело в том, что религия всегда основывается на вере в определенный Абсолют или Истину. Это некая трансцендентная Истина, которая недоступна для проверки или эффективной критики. Сейчас мы видим, как на территории западной цивилизации развивается система верований и основанных на них движений, в которых Абсолютом или источником Истины заявляется наша Планета как самодостаточная и разумная сущность. Она недоступна для понимания, но это то, что было всегда. Это невозможно придумать или изобрести, можно только открыть людям. Такая группа верований обладает всеми чертами развитой религиозной системы с тем лишь отличием, что источником Истины, этики и, как следствие, права в ней является не Бог, а Планета.

Сегодня существует множество движений, которые призывают спасти Землю, предлагая сделать это самыми, казалось бы, неожиданными способами. Мы давно уже привыкли к лозунгам «Спаси Планету – посади дерево или «Спаси Планету – собери мусор». Но ведь вместе с этими тезисами звучат и другие: «Спаси Планету – стань геем» и даже «Спаси Планету – убей себя». Я не шучу. Количество способов спасения планеты поражает. Более того, как мы видим, ради реализации этих призывов люди готовы не просто на жертвы – они готовы отдать свои жизни.

Как я уже выше сказал, в этой концепции Абсолютом является не Бог и не человек, а Планета в целом. Отсюда и термин – планетаризм. Более того, здоровье и будущее прекрасной Планеты противопоставляется человеку. В результате появляется отношение к человеку как к абсолютному злу, которое самим своим существованием губит абсолютное добро, то есть Планету.

Эта концепция влечет за собой множество последствий, проявления которых мы видим сейчас и в этике общественных отношений, и в этике права, в том числе и в политике.

Сегодня люди готовы отдавать на благотворительность деньги собакам и кошкам, оставаясь безразличными к нуждающимся старикам и детям.

В ряде стран, как мы знаем, представители ЛГБТ-сообщества имеют приоритет при приеме на работу, по сравнению с семейными людьми.

Смена пола стала не более экзотической операцией, чем хирургическое вмешательство при аппендиците, а оставление людей без отопления зимой объясняется недопустимостью вреда, который наносят источники энергии окружающей среде

Николай Николаев

Например, если человек провозглашается не венцом творения, а лишь одним из множества видов живых существ, то возникает вопрос равенства прав животных и человека. Если мерилом этики человеческих взаимоотношений выступает многообразие форм, встречающихся в дикой природе, то появляется новое обоснование «нормальности». Например, новой нормой становится многообразие интимных отношений и сексуальные предпочтения, которые в христианстве или исламе, равно как во множестве иных традиционных религий, считаются аморальными. Все это, одновременно, уживается вместе с требованием сохранить Планету, спасти её от изменений климата и т.д. Причем одно становится неотделимо от другого.

Повторюсь, все эти воззрения основываются на вере людей в Планету как источник Истины и закона.

Все религии проходят в своём становлении через определённые этапы. Это духовный поиск, «пророческий» период, догматизация, институционализация, реализация в политических движениях.

В книге «Новая мировая религия» я как раз пытаюсь в сравнении продемонстрировать, что развитие планетаризма, как системы верований, проходит те же этапы, что и христианство, ислам, буддизм и другие религии.

То есть это не абсолютно новое явление?

— Конечно нет. Идеи, которые сегодня приобрели мировой размах, зарождались в Европе еще в XVIII веке. Это идеи Жана-Жака Руссо, «природный закон» стремления к счастью и утилитаризм Иеремии Бентама. Конечно, это теория народонаселения, сформулированная Томасом Мальтусом. Его идея состояла в том, что наша планета слишком заселена людьми и, если не регулировать нашу численность, то ресурсы на планете могут закончиться – планета будет разорена и наступит голод. Впервые тогда человек вместо венца творения превратился во зло, которое губит Планету. Сейчас все эти теории мы узнаем в идее «золотого миллиарда», ограничения рождаемости, развитии эвтаназии и многом другом, что составляет планетаризм как явление.

На 60-х гг. XX в. пришёлся жуткий кризис западного христианства. А, как известно из истории, потеря этических ориентиров приводит только к поиску новых. Именно деградация одной религиозной системы создает базу для появления новой религии. В 60-70 годы началось взрывное развитие движений за свободу и многообразие сексуальных отношений, защиту прав животных, энвайронментализма и т.д. Постепенное развитие этих идей привело к абсолютно парадоксальным явлениям. Сегодня люди готовы отдавать на благотворительность деньги собакам и кошкам, оставаясь безразличными к нуждающимся старикам и детям. В ряде стран, как мы знаем, представители ЛГБТ-сообщества имеют приоритет при приеме на работу, по сравнению с семейными людьми. Смена пола стала не более экзотической операцией, чем хирургическое вмешательство при аппендиците, а оставление людей без отопления зимой объясняется недопустимостью вреда, который наносят источники энергии окружающей среде.

 

Николай Николаев: «Механизм защиты веры срабатывает и в планетаризме – стоит признать, что мы никогда не сможем доказать человеку, который искренне отстаивает, например, права ЛГБТ, что он делает что-то неправильное или аморальное»

И, как мы видим, всё это основывается на искренней вере людей в ценности, составляющие основу такого мировоззрения. Более того, они готовы жертвовать собой, готовы идти на публичный остракизм, наказывать тех, кто не разделяет их взглядов. Это напоминает путь христиан, которые жертвовали собой ради веры, как коммунисты готовы были погибнуть в защиту достижения светлого будущего для всего человечества…

И в книге я показываю, что планетаризм – это не набор политических идей или политическая идеология, но единый религиозный феномен.

Как современному человеку понять, что он стал планетаристом, сторонником новой веры? И может ли сегодня человек православный, например, быть одновременно планетаристом?

— В этом-то всё и дело, что христианин или мусульманин может беречь природу или тот же самый человек, который разделяет ценности планетаризма, может быть порядочным семьянином. Каждая религия отстаивает правильные и добрые вещи! Но конечная цель у каждой веры отличается. Например, мы, как христиане, верим в бессмертие души и надеемся по итогу своей жизни попасть в рай. Мусульмане тоже ждут Божий суд, тоже стремятся в рай, о котором у них несколько иное представление. Буддисты ожидают уйти в нирвану, которая освободит их от страданий, как бы растворив во Вселенском Разуме. Марксисты верят, что когда-то на Земле наступит коммунистический рай, в котором они будут жить, воплощенные в своих потомках, верят в торжество равенства и разума, подчинение природы человеку: будет каждому по потребности и от каждого по способности.

Н. Николаев: «Мы, конечно, можем сколько угодно смеяться над шведской девочкой, которую кто-то пропихнул в ООН, но она собирает тысячи, сотни тысяч людей, и они идут за ней! Ей верят! Я не знаю, она сама пришла к этому или родители её подтолкнули, но мы, в конце концов, тоже по-разному приходим к вере. Я не знаю про её историю, но то, что она настоящий религиозный лидер – это факт».

Те, кто разделяет представления, свойственные планетаризму, верят, что человечество, наконец, перестанет своей деятельностью губить Планету, а на Земле настанет первозданная гармония, в которой найдется равное место всем живым существам и творениям природы.

Отличия между поборниками той или иной религии заключаются часто не в том, что именно делает человек, а ради чего он это делает, какой смысл вкладывает в конкретное действие. Этот смысл зависит от того, во что верит человек, в какое мироустройство, в какие ценности.

В этом заключается и путь к сотрудничеству, равно как и причина конфликтов. Мы никогда не подвергаем сомнению истинность представлений, в которые мы верим. Тут не нужны доказательства или аргументы, как в науке. Поэтому-то никогда в жизни никому не удастся просто переубедить человека в правильности его религиозных воззрений. Механизм защиты веры срабатывает и в планетаризме – стоит признать, что мы никогда не сможем доказать человеку, который искренне отстаивает, например, права ЛГБТ, что он делает что-то неправильное или аморальное. Причем он сам может и не быть гомосексуалистом, но будет требовать от общества принять однополые связи. То же самое и с другими идеями планетаризма.

А связаны ли с планетаризмом экоактивисты, которые уничтожают мировые шедевры в главных сокровищницах мира ради привлечения внимания к проблемам климата и призывам отказаться от ископаемого топлива?

– Конечно, подобные акции различных экозащитников имеют отношение к планетаризму. Обратите внимание, что их цель – не достижение конкретного практического результата, а продвижение идеи, демонстрация необходимости вполне определенного ценностного выбора. Во всех религиозных движениях появляются люди, которые «на острие» и готовы отстаивать сформированные догмы и новую этику, невзирая на опасность и угрозу наказания. Их при этом не смущает ущерб, который они наносят. Почему? Потому что в их понимании ущерб будет нанесен чему-то «плохому» ради чего-то «хорошего». Грубо говоря, тем самым они спасают других от их «заблуждений». Как рассуждает экоактивист-фанатик? Он говорит: я знаю, что они заблуждаются, они занимаются ерундой, тогда как надо спасать планету, стоящую на грани катастрофы. Что может быть важнее? Ведь если Планета погибнет – погибнет всё и все. Не страшно, если я нанесу им ущерб, это же ради них самих, это ради того, чтобы они поняли, что на самом деле сейчас важно!

Переубедить здесь никого невозможно. Каждый защищает то, во что верит. Кстати, надо сказать, что именно в этом – причина всех религиозных войн, которые никогда не развязываются просто ради уничтожения врагов. В священных сражениях воюют ради спасения. Это страшное последствие столкновения глобальных религиозных систем. Кстати, противостояние русской и западной цивилизаций, которое сейчас наблюдается, также можно объяснить борьбой двух систем верований, двух мировоззрений.

Во всех религиозных движениях появляются люди, которые «на острие» и готовы отстаивать сформированные догмы и новую этику, невзирая на опасность и угрозу наказания. Их при этом не смущает ущерб, который они наносят.

Почему?

Потому что в их понимании ущерб будет нанесен чему-то «плохому» ради чего-то «хорошего». Грубо говоря, тем самым они спасают других от их «заблуждений».

Николай Николаев

Исходя из вышесказанного, как Вы считаете, Николай Петрович, не могла ли на развитие планетаризма повлиять культура постмодернизма, которая трансформировалась в неприятие всей традиции западноевропейского рационализма?

– Постмодернизм – это культурное явление, мы же говорим о религиозном феномене. Хотя, чем сильнее идеи религиозной доктрины, тем активнее они проявляют себя в продуктах культуры и произведениях искусства. Но речь идет, скорее, не о стилистике выражения, а о ценностях, которые продвигаются в мир. Если внимательно посмотреть, то все антигуманистические проявления планетаризма видны в произведениях искусства современных художников и авторов различных инсталляций, литературе, кинематографе и даже в мультипликации.

Любая этическая религиозная система рождает ряд типовых сюжетов, которые демонстрируют её правоту и призваны донести свою истину, свою благую весть для всех остальных с помощью силы искусства. Любой культурный человек безошибочно узнает библейские сюжеты, мифологические сюжеты. Советский марксизм предлагал понятный перечень типовых сюжетов, которые распространялись в кино и на телевидении, в изобразительном искусстве, литературе, музыке и песнях. Как здесь не вспомнить Ленина, который говорил, что из всех искусств важнейшим является кино. Именно в кинематографе планетаризм нашел своё самое яркое воплощение.

В Европе и США в большом количестве выпускаются художественные и документальные фильмы, мультфильмы, в которых демонстрируется противоположность природы как добра и человека как зла. В таких сюжетах любая деятельность человека рассматривается как несущая разрушения и приближающая Планету к апокалипсису. Передача своей этики через произведения искусства – это одна из ключевых особенностей религиозного феномена. Сегодня человек, который умеет общаться с природой, с животными предстает более сильным, чем алчные, жуткие люди, пытающиеся использовать природу ради обогащения. Не менее заметны сюжеты, в которых также люди представляют зло, тогда как какие-то монстры или нелюди – добро.

Речь идет, в том числе о произведениях, предназначенных для детей, которые сызмальства впитывают идеи антигуманизма. В своей книге я собрал типовые сюжеты различных мировых религий, сравнивая их с современными типовыми сюжетами планетаризма.

Н. Николаев: «Основной мотив человека в планетаризме, который можно услышать в разных формах, – это возврат к гармонии на Планете. То есть «золотое правило» звучало бы так: плохо всё то, что нарушает гармонию Планеты, поступай так, чтобы восстановить эту гармонию, даже если это ущемляет интересы человека»

Скажите, говоря обо всех этих экологических движениях и борьбе с глобальным потеплением как о новой религии, можем ли мы в таком случае считать Грету Тунберг своего рода пророком? Или Вы бы не стали проводить подобные параллели…

– Грета Тунберг – это пример религиозного фанатика. Это не пророк, а, скорее, проповедник. Накануне я увидел новость, что Грета Тунберг начала отстаивать права трансгендеров. При этом, – под эгидой защиты климата. Это к вопросу о том, является ли планетаризм единым религиозным феноменом или простым набором разрозненных идей. Христианину, очевидно, сложно осознать, как можно гендерный вопрос увязывать с климатической повесткой. Сознание христианина, мусульманина или буддиста работает иначе. Поборники идей планетаризма одновременно смешивают тему защиты сексуальных меньшинств, потепление климата, зоозащиту в одном флаконе под соусом защиты планеты. Мы, конечно, можем сколько угодно смеяться над шведской девочкой, которую кто-то пропихнул в ООН, но она собирает тысячи, сотни тысяч людей, и они идут за ней! Ей верят! Я не знаю, она сама пришла к этому или родители её подтолкнули, но мы, в конце концов, тоже по-разному приходим к вере. Я не знаю про её историю, но то, что она настоящий религиозный лидер – это факт. И сейчас она от сугубо климатических проблем перешла к гендерной проблематике. Можно сказать, что теперь Тунберг отстаивает весь спектр ценностей планетаризма.

Николай Петрович, в одном из своих интервью Вы говорили, что с планетаризмом в мире меняется этическая концепция общества. Как бы Вы сегодня сформулировали «золотое правило нравственности» планетаризма?

– Основной мотив человека в планетаризме, который можно услышать в разных формах, – это возврат к гармонии на Планете. То есть «золотое правило» звучало бы так: плохо всё то, что нарушает гармонию Планеты, поступай так, чтобы восстановить эту гармонию, даже если это ущемляет интересы человека. Звучит здорово. Вот только человека тут нет.

Выше мы уже поговорили о культурном проявлении планетаризма, но ещё интересно посмотреть, как эти ценности закрепляются сегодня в правовом поле. Так, на базе идей о планете как о некой разумной сущности была создана правовая теория, которая в переводе с английского дословно звучит «Юриспруденция планеты Земля». Её сформулировал Томас Берри – американский священник и исследователь мировых религий, увлекшийся потом историей и эволюцией Земли. Его концепция не осталась только на бумаге: над ней продолжают работать, на уровне ООН готовятся глобальные отчёты, которые отражают, сколько и в каких странах принято соответствующих законов. В своей книге я привожу некоторые постулаты этой теории, среди которых есть очень любопытные высказывания. Например: «Все права неодушевленных видов зависят от роли; права живых (одушевленных) видов специфичны для каждого вида и ограниченны: реки имеют права реки, у птиц есть права птиц, насекомые имеют права насекомых, у людей есть права человека – различия между этими правами в качестве, а не в количестве». И если вы посмотрите отчеты о гармонизации прав от разных стран, то увидите, что уже существуют государства, которые на законодательном уровне признают правосубъектность, например, реки.

Получается, если довести до абсурда, то в какой-то момент люди не будут иметь возможность использовать природные ресурсы, какими бы они не были?

– Я думаю, что вообще без природных ресурсов человек, конечно, обойтись не сможет. В конце концов – нам надо дышать, пить и есть. Правда, уже есть призывы спасти Планету, умертвив самого себя, но, надеюсь, до этого не дойдет… Но в той же Европе можно сегодня столкнуться с явлениями, которые выглядят достаточно парадоксально. Например, на протяжении последних нескольких лет на уровне Евросоюза идет борьба между экозащитниками и фермерами. Приняты соответствующие законодательные нормы, которые гарантируют сельхозживотным их права на реализацию своей социальной функции и минимальный уровень комфорта. Я хочу обратить внимание, что речь идет не о предотвращении жестокого обращения, а именно о гарантии прав.

Так, только нормы о свободном выпасе могут потребовать от фермеров колоссальных дополнительных вложений, что, соответственно, приведет к повышению цен на сельхозпродукцию и снижению доступности продуктов питания для бедных семей. Но чаша весов склоняется в пользу… животных. Если уж мы говорим о сельхозживотных, то можно найти множество случаев, когда фанатичные зоозащитники пробираются на фермы и выпускают на свободу норок, кур и т.д. Есть даже сайт, где они публикуют все свои «подвиги» – со всего мира собирается информация, сколько животных выпущено на свободу. Нам сложно это понять, но именно поэтому-то мы и должны осознать, что речь не о каком-то хулиганстве или политической акции, а об ином мировосприятии, в которое поверили миллионы людей. Это яркие проявления осознанной религиозности – люди готовы сидеть в тюрьмах ради свободы коров и кур, готовы быть избитыми рассерженными фермерами, лишь бы свиньи, козы и прочий скот обрели свободу.

Н. Николаев: «Масса движений, идеологий, которые сейчас распространяются и набирают популярность на Западе и не только – это, по сути, единое явление и более того – религиозный феномен»

Какие выводы для себя мы должны сделать из происходящего?

– Человечество веками училось жить в мире друг с другом, несмотря на разницу во взглядах. Сейчас этот баланс нарушен – мы видим это и на примере реакции на западные ценности от мусульманского мира и России. Нам нужно осознать религиозную составляющую происходящих на Западе процессов. Кроме того, надо принять, что это мировоззрение, основанное на вере. Переубедить или принудить тех, кто действует в соответствие со своей верой и ценностями – невозможно. Нам нужно учиться жить вместе. Что это означает? История нас учит, что, с одной стороны, мы можем дать отпор, с другой – найти баланс для дальнейшего сосуществования. Мы это умеем, – на территории России мирно сосуществуют различные религиозные взгляды – мы учились этому веками.

Мне кажется, интуитивно сейчас постепенно начинает это происходить – все эти разговоры о многополярном мире. Но многополярный мир, на мой взгляд, это не мир разных стран. Это мир разных мировоззрений, разных вер, религий.

Смысл книги «Новая мировая религия» заключается именно в попытке показать и доказать, что масса движений, идеологий, которые сейчас распространяются и набирают популярность на Западе и не только – это, по сути, единое явление и более того – религиозный феномен. А потому недостаточно вести диалог на политическом или идеологическом уровне. Только если мы это осознаем и перейдем на диалог ценностных цивилизаций, только тогда мы можем надеяться на мирное сосуществование в исторической перспективе. В противном случае конфликты будут только нарастать.

Беседовала и подготовила Ксения Ширяева

Источник: gosrf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *