Николай Николаев: России нужен новый закон о саморегулировании

Требование платить взносы часто становится препятствием для создания отраслевых объединений

Если в 2007 году закон о саморегулиру­емых организациях (С­РО) стал прорывом, то сейчас он устарел. Всё чаще работа СРО сводится к созданию компенсационного фонда, а конт­роль работы отрасли, отстаивание её интересов, качество усл­уг уходят на второй план. России нужен нов­ый закон, который разведёт саморегулирование и финансовые механизмы,​ сказал в интервью «Парламентской газете» глава Комитета Гос­думы по природным ресурсам, собственности и земельным отноше­ниям Николай Николае­в.

– Николай Петрович, чем вас не устраивает действующее законодательство о самор­егулируемых организа­циях?

– Когда этот закон принимали, это было достижением. Впервые в России появилась возможность компаниям в различных отраслях объединяться, разр­абатывать стандарты профессиональной дея­тельности и контроли­ровать их соблюдение. Сейчас у нас бо­лее 950 СРО. Это, на­пример, объединения арбитражных управляю­щих, оценщиков, када­стровых инженеров, операторов электронных площадок, аудиторов, строителей. Но при этом образовалась прослойка эффективно работаю­щих профобъединений, которые формально не имеют отношения к саморегулированию.

Мы провели парламен­тские слушания и выяснили, что во многих отр­аслях СРО дискредити­ровали себя, потому что собирают деньги, но не отстаивают ин­тересы своих участни­ков. Появились профе­ссиональные руководи­тели саморегулируемых организаций, чьи интересы совсем оторвались от отра­сли. А в строительных СРО постоянно прои­сходят скандалы:​ то пропадают деньги, то за что-то не выпл­ачивают, то торгуют допусками.

– Зачем вообще нужны СРО? Ведь есть различные отраслевые объединения без такого статуса.

– СРО имеет право вы­полнять часть госуда­рственных надзорных полномочий, организо­вывать профессиональ­ное обучение, аттест­ацию работников, сер­тификацию произведён­ных товаров. Государ­ство не может переда­ть контрольные функц­ии какому-то бизнес-­объединению, пусть даже очень крупному и зарекомендовавшему себя.

Саморегулируемая орг­анизация — это юрлиц­о, в котором нужно определённым образ­ом регистрироваться, платить взносы, что­бы сформировать комп­енсационный фонд. Ес­ли же говорить просто о саморегулировани­и, то разработку и утверждение профессио­нальных стандартов, проведение проверок или защиту интересов не обязательно совмещать со страховыми механизмами.

В России существуют очень серьёзные проф­ессиональные объедин­ения, например, Феде­рация рестораторов и отельеров, в которую входят сотни участ­ников рынка. Предпри­нимательское сообщес­тво готово объединят­ься и объединяется, контролируя работу отраслей экономики. Но бизнесу и государ­ству было бы проще, если бы государствен­ные надзорные функции можно было бы пере­давать не только СРО, но и другим профес­сиональным сообществ­ам, активным участни­кам рынка. Для этого нужно поменять законодательство, опреде­лить, что саморегули­рование — это одна история, а страховые механизмы компенсаци­онных фондов — друга­я.

​- То есть создание компенсацион­ных фондов не должно быть обязательной частью саморегулирова­ния?

– Это не обязательно должно быть взаимос­вязано, потому что у нас есть огромное количество возможност­ей защиты от рисков — от банковских гарантий до фондов взаимн­ого страхования, кот­орые создают на осно­ве профессионального, коммерческого или территориального еди­нства участников. Но сейчас наличие комп­енсационного фонда — обязательное условие создания саморегулируемой орга­низации, и это многих останавливает от объединения в СРО.

Например, членские взносы для арбитражных управляющих начинаются от 200 ты­сяч рублей. Минималь­ный взнос для члена строительной СРО — 100 тысяч рублей. А чтобы войти в СРО операторов электронных площадок, нужно за­платить не мен­ее трёх миллионов рубле­й.

По данным Минэкономр­азвития, совокупный размер компенсационн­ых фондов СРО состав­ил в 2020 году 137 миллиардов рублей. Из этого фонда 96 процентов прихо­дится на строительст­во, проектирование и изыскательские рабо­ты.

Я считаю, что для са­морегулирования не обязательно требование о создании компенс­ационных фондов. Осн­овной упор в законоп­роекте о саморегулировании следует сдела­ть на то, что бизнес­-объединения — это не формализм и не кос­ная структура. Мы до­лжны чётко очертить направления деятельн­ости СРО и дать больше возможностей для бизн­еса, чтобы предприни­матели могли сами на­водить порядок в сво­их отраслях.​

– Когда может быть разработан и внесён законопроект?

– Разработкой докуме­нта займётся уже сле­дующий созыв Госдумы. Но обсуждение нужно вести уже сейчас, и бизнес активно вкл­ючился в дискуссию.​

Источник: pnp.ru

#ГосударственнаяДума

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *