Это тем более важно, когда правильные слова используются властью, ведь доверие к власти, а значит, ее состоятельность и легитимность, во-многом зависят от того, насколько слова соответствуют действиям.
Год семьи. Семейные ценности. Надо признать, что для любой власти реально уважать и тем более отстаивать семейные ценности – исключительно сложно. И вот почему…
👉 Во-первых, любая власть хочет и требует подчинения. Это природное свойство власти как таковой. Но крепкая традиционная семья – это микрокосм, который не терпит вмешательства извне и всегда отстаивает свой суверенитет.
👉 Во-вторых, реально отстаивать семейные ценности – это значит передать часть власти – семье. И не просто формально передать часть власти, урезав биополитические возможности государства, а признать суверенитет семьи вместе с необходимостью уважать те внутрисемейные решения, которые могут не нравиться самой власти или не вписываться в однородность большинства. Так же как суверенитет государства, суверенитет семьи может быть нарушен только в случае грубого уголовного преступления.
Не говоря уж о том, что внутрисемейные отношения, правила и традиции совместного жития, равно как и внутрисемейные этические установки не поддаются властному регулированию извне, как бы это кому не нравилось.
В этом ошибка и бессилие любой законодательной, да и исполнительной, власти, пытающейся подчинить себе внутрисемейные отношения. Максимум, что может добиться власть – это соблюдение внешних проявлений.
👉 Отстаивать семейные ценности – это не допускать подмены понятий. Например, не допускать дискредитацию семьи как ценности, в том числе не признавая какие-либо ее суррогаты. Не пытаться отобрать у семьи часть ее суверенитета. И, что очень важно, осознать, что дети, рожденные в семье – это не собственность и не ресурс государства, дети – это в первую очередь – члены семьи, и только потом – граждане государства.
👉 И еще, надо признать, что семьи бывают очень разные. С разными планами, представлениями о будущем, с разными возможностями и, главное, отношениями, с разными интеллектуальными и физическими способностями и привычками. Но все это – семьи, чьи ценности – это те самые «семейные ценности», которые государство провозгласило как безусловно признаваемые и защищаемые.
… надо признать, что семьи бывают очень разные…
Почему все это важно осознать? В соцсетях прошла волна справедливого возмущения в отношении решения Астраханской областной думы обратиться в Правительство РФ с просьбой отрегулировать, а по факту, значительно ужесточить возможности и порядок прохождения семейного образования.
Однако, всех возмутил даже не сам факт появления такого документа, а его смысловое содержание и отношение авторов к семье и семейным ценностям.
Думаю, все, кому это было интересно, уже успели ознакомиться с документом думы Астраханской области, равно как и с последующей публикацией о том, что на самом деле слова принятого обращения общественность извратила, не так поняла и вообще они не то хотели сказать (само собой).
Заседание Астраханской областной думы
Но, как говорится, из песни слов не выкинешь, а песня эта получилась вот такой (с полным текстом можно ознакомиться, например, на канале Павла Парфентьева, а информацию о заседании можно почерпнуть на странице Астраханской областной думы в VK)
Во-первых, родители «зачастую даже не понимают последствий выбора формы получения детьми образования и формы их обучения, а также степени ответственности за образование своих детей.»
Вот так взяли, и всех граждан Российской Федерации, имеющих детей, принизили до уровня неадекватности. Хочу обратить внимание (вероятно, такое авторам обращения не приходило в голову), что обвинения родителей в том, что они «даже не понимают последствий выбора…», выделенное в отдельный абзац, может быть в такой форме отнесено не только к тем, кто выбирает семейное образование, но и тех, кто выбирает любые другие формы образования… Я уж не говорю о том, что такой абзац фиксирует родительское «непонимание» также и среди самих авторов обращения, если у них есть дети.
Так как мы с женой тоже подпадаем под эти характеристики, то я не могу оставаться в стороне и хочу официально заверить своих коллег в том, что, находясь в здравом уме и твердой памяти, я понимаю и полностью осознаю как свою ответственность за своих трех детей, так и понимаю последствия выбора формы обучения своих детей, чем и был обусловлен выбор для них семейной формы обучения.
Во-вторых, по мнению коллег, семейное образование несет в себе «отсутствие дисциплины», «отсутствие навыков коллективной деятельности», «отсутствие опыта публичных выступлений», «отсутствие возможности принимать участие в мероприятиях, проводимых образовательной организацией».
Ну и самое, вероятно, главное: образование в семье, оказывается, не дает познать тайны «Семьеведения», преподаваемого в школе.
Очень и очень обидно, что принимаются документы, которые свидетельствуют лишь о том, что люди, принимающие решения, не разбираются в предмете.
Скажу по нашим детям:
- для семейного образования требуется значительно более жесткая дисциплина как для детей, так и для родителей,
- семейное образование – это не отбывание срока в одиночной камере. Возможностей участвовать в самых различных мероприятиях, в работе кружков, секций и клубов, участвовать в самых различных конкурсах – значительно больше, чем когда ребенок находится «от сих до сих» в школе. Более того, ребенок общается со значительно большим количеством детей и взрослых, находясь не в одних и тех же стенах школы, а меняя обстановку и контекст общения.
А что касается участия в уроках «Семьеведения», то разве нахождение в семье не является настоящим уроком «семьеведения»? Изымать ребенка из семьи, чтобы учить его семейным ценностям – дикость.
В-третьих, оказывается, «качество и полнота» образования «определяются исключительно итогами аттестации». Хочу расстроить коллег – судя по той аттестации, которую проходит наша дочь, она ничего не показывает кроме уровня грамотности тех, кто составлял все эти тесты и тексты. Наш 10-летний ребенок с легкостью находит в них логические, фактические и даже орфографические ошибки, точно определяя, какой ответ по задумке авторов «правильный», а какой соответствует действительности. Кстати, она точно знает, что в нашей семье формальные результаты аттестации никогда ничего не значили. Единственный критерий – реальные знания и желание не останавливаться на достигнутом.
Интересно то, что сами авторы обращения отмечают, что несмотря на весь «ужас» семейного образования, популярность его растет в той же Астраханской области. К чему бы это???
И еще… Семейные ценности, это уважение детьми своих родителей, какими бы они ни были. Ни в Библии, ни в Коране, ни в Конституции не сказано, что отношение детей к родителям должно зависеть от состоятельности родителей или от выполнения ими тех или иных обязательств.
Именно на этом стоял и стоит традиционализм – передача мировоззрения, ценностей, взглядов и навыков от старших младшим из рода в род. А вовсе не из созыва в созыв. Уважение старших младшими не за что-то, а по факту своего рождения.
А потому инициативы по наказанию родителей за то или иное решение в отношении образования их детей – это дискредитация властью родителей перед собственными детьми, а значит – дискредитация самой семьи.
Да, воспитать именно такое уважительное отношение к семье и семейным ценностям, не смотря на то, что семьи бывают очень и очень разные – сложно. Особенно обладая властными полномочиями или правом законодательной деятельности. Но именно такое отношение лежит в основе традиционного общества.
И последнее… я понимаю коллег, которые пытаются найти ответ на вопрос, что делать, если семьи вместе со своими детьми уходят из-под контроля государства. Родители – бомжи или алкоголики, или даже сектанты… где дети – вообще неизвестно, если они не в школе. Да, такие семьи тоже бывают. И это тоже – семьи… Такие семьи были, есть и будут. Но, давайте будем честны: их наличие не зависит от формы обучения их детей…
Очень важно, чтобы произнося правильные слова о ценностях, люди задумывались об их смысле. И не просто задумывались, но и соотносили их с собственными действиями.
Это тем более важно, когда правильные слова используются властью, ведь доверие к власти, а значит, ее состоятельность и легитимность, во-многом зависят от того, насколько слова соответствуют действиям.
Год семьи. Семейные ценности. Надо признать, что для любой власти реально уважать и тем более отстаивать семейные ценности – исключительно сложно. И вот почему…
👉 Во-первых, любая власть хочет и требует подчинения. Это природное свойство власти как таковой. Но крепкая традиционная семья – это микрокосм, который не терпит вмешательства извне и всегда отстаивает свой суверенитет.
👉 Во-вторых, реально отстаивать семейные ценности – это значит передать часть власти – семье. И не просто формально передать часть власти, урезав биополитические возможности государства, а признать суверенитет семьи вместе с необходимостью уважать те внутрисемейные решения, которые могут не нравиться самой власти или не вписываться в однородность большинства. Так же как суверенитет государства, суверенитет семьи может быть нарушен только в случае грубого уголовного преступления.
Не говоря уж о том, что внутрисемейные отношения, правила и традиции совместного жития, равно как и внутрисемейные этические установки не поддаются властному регулированию извне, как бы это кому не нравилось.
В этом ошибка и бессилие любой законодательной, да и исполнительной, власти, пытающейся подчинить себе внутрисемейные отношения. Максимум, что может добиться власть – это соблюдение внешних проявлений.
👉 Отстаивать семейные ценности – это не допускать подмены понятий. Например, не допускать дискредитацию семьи как ценности, в том числе не признавая какие-либо ее суррогаты. Не пытаться отобрать у семьи часть ее суверенитета. И, что очень важно, осознать, что дети, рожденные в семье – это не собственность и не ресурс государства, дети – это в первую очередь – члены семьи, и только потом – граждане государства.
👉 И еще, надо признать, что семьи бывают очень разные. С разными планами, представлениями о будущем, с разными возможностями и, главное, отношениями, с разными интеллектуальными и физическими способностями и привычками. Но все это – семьи, чьи ценности – это те самые «семейные ценности», которые государство провозгласило как безусловно признаваемые и защищаемые.
… надо признать, что семьи бывают очень разные…
Почему все это важно осознать? В соцсетях прошла волна справедливого возмущения в отношении решения Астраханской областной думы обратиться в Правительство РФ с просьбой отрегулировать, а по факту, значительно ужесточить возможности и порядок прохождения семейного образования.
Однако, всех возмутил даже не сам факт появления такого документа, а его смысловое содержание и отношение авторов к семье и семейным ценностям.
Думаю, все, кому это было интересно, уже успели ознакомиться с документом думы Астраханской области, равно как и с последующей публикацией о том, что на самом деле слова принятого обращения общественность извратила, не так поняла и вообще они не то хотели сказать (само собой).
Заседание Астраханской областной думы
Но, как говорится, из песни слов не выкинешь, а песня эта получилась вот такой (с полным текстом можно ознакомиться, например, на канале Павла Парфентьева, а информацию о заседании можно почерпнуть на странице Астраханской областной думы в VK)
Во-первых, родители «зачастую даже не понимают последствий выбора формы получения детьми образования и формы их обучения, а также степени ответственности за образование своих детей.»
Вот так взяли, и всех граждан Российской Федерации, имеющих детей, принизили до уровня неадекватности. Хочу обратить внимание (вероятно, такое авторам обращения не приходило в голову), что обвинения родителей в том, что они «даже не понимают последствий выбора…», выделенное в отдельный абзац, может быть в такой форме отнесено не только к тем, кто выбирает семейное образование, но и тех, кто выбирает любые другие формы образования… Я уж не говорю о том, что такой абзац фиксирует родительское «непонимание» также и среди самих авторов обращения, если у них есть дети.
Так как мы с женой тоже подпадаем под эти характеристики, то я не могу оставаться в стороне и хочу официально заверить своих коллег в том, что, находясь в здравом уме и твердой памяти, я понимаю и полностью осознаю как свою ответственность за своих трех детей, так и понимаю последствия выбора формы обучения своих детей, чем и был обусловлен выбор для них семейной формы обучения.
Во-вторых, по мнению коллег, семейное образование несет в себе «отсутствие дисциплины», «отсутствие навыков коллективной деятельности», «отсутствие опыта публичных выступлений», «отсутствие возможности принимать участие в мероприятиях, проводимых образовательной организацией».
Ну и самое, вероятно, главное: образование в семье, оказывается, не дает познать тайны «Семьеведения», преподаваемого в школе.
Очень и очень обидно, что принимаются документы, которые свидетельствуют лишь о том, что люди, принимающие решения, не разбираются в предмете.
Скажу по нашим детям:
- для семейного образования требуется значительно более жесткая дисциплина как для детей, так и для родителей,
- семейное образование – это не отбывание срока в одиночной камере. Возможностей участвовать в самых различных мероприятиях, в работе кружков, секций и клубов, участвовать в самых различных конкурсах – значительно больше, чем когда ребенок находится «от сих до сих» в школе. Более того, ребенок общается со значительно большим количеством детей и взрослых, находясь не в одних и тех же стенах школы, а меняя обстановку и контекст общения.
А что касается участия в уроках «Семьеведения», то разве нахождение в семье не является настоящим уроком «семьеведения»? Изымать ребенка из семьи, чтобы учить его семейным ценностям – дикость.
В-третьих, оказывается, «качество и полнота» образования «определяются исключительно итогами аттестации». Хочу расстроить коллег – судя по той аттестации, которую проходит наша дочь, она ничего не показывает кроме уровня грамотности тех, кто составлял все эти тесты и тексты. Наш 10-летний ребенок с легкостью находит в них логические, фактические и даже орфографические ошибки, точно определяя, какой ответ по задумке авторов «правильный», а какой соответствует действительности. Кстати, она точно знает, что в нашей семье формальные результаты аттестации никогда ничего не значили. Единственный критерий – реальные знания и желание не останавливаться на достигнутом.
Интересно то, что сами авторы обращения отмечают, что несмотря на весь «ужас» семейного образования, популярность его растет в той же Астраханской области. К чему бы это???
И еще… Семейные ценности, это уважение детьми своих родителей, какими бы они ни были. Ни в Библии, ни в Коране, ни в Конституции не сказано, что отношение детей к родителям должно зависеть от состоятельности родителей или от выполнения ими тех или иных обязательств.
Именно на этом стоял и стоит традиционализм – передача мировоззрения, ценностей, взглядов и навыков от старших младшим из рода в род. А вовсе не из созыва в созыв. Уважение старших младшими не за что-то, а по факту своего рождения.
А потому инициативы по наказанию родителей за то или иное решение в отношении образования их детей – это дискредитация властью родителей перед собственными детьми, а значит – дискредитация самой семьи.
Да, воспитать именно такое уважительное отношение к семье и семейным ценностям, не смотря на то, что семьи бывают очень и очень разные – сложно. Особенно обладая властными полномочиями или правом законодательной деятельности. Но именно такое отношение лежит в основе традиционного общества.
И последнее… я понимаю коллег, которые пытаются найти ответ на вопрос, что делать, если семьи вместе со своими детьми уходят из-под контроля государства. Родители – бомжи или алкоголики, или даже сектанты… где дети – вообще неизвестно, если они не в школе. Да, такие семьи тоже бывают. И это тоже – семьи… Такие семьи были, есть и будут. Но, давайте будем честны: их наличие не зависит от формы обучения их детей…