Штрафы за сдачу квартир в обход налогов могут увести рынок аренды в тень

Депутат Николай Николаев поддерживает идею Минстроя регистрировать арендодателей на едином портале, но не считает это решением проблемы рынка найма жилья

Минстрой разработал проект закона о создании специальной государственной информсистемы, где арендодатели должны регистрировать все договоры по сдаче в наём квартир, апартаментов и машиномест. Это хорошая инициатива, прокомментировал «Парламентской газете» это предложение заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев. Однако полностью проблем рынка арендного жилья это не решит, считает депутат.

– Николай Петрович, по оценкам авторов законопроекта, бюджет России ежегодно недополучает с теневого рынка аренды более 160 миллиардов рублей налогов. Но ведь эта ситуация возникла не сегодня, почему именно сейчас решили отрегулировать этот вопрос?

– Такие попытки были. Ещё в 2012 году вопрос ставил президент. С тех пор это всё обсуждается. Небольшие подвижки произошли после принятия закона о самозанятых. По нему арендодатели могут платить по минимальному налогообложению. Инициатива Минстроя — ещё один механизм для наведения порядка на этом рынке. И в этом плане предложение можно только приветствовать.

– При этом, по оценкам тех же авторов документа, в случае его принятия бюджет получит только около 60 миллиардов рублей в год. Получается, что сами разработчики признают: решить проблему полностью они не смогут…

– Не смогут. Главная проблема — это установление правоотношений между арендодателем и арендатором. Представьте ситуацию: ко мне приехал родственник, я пустил его пожить в квартиру. Могу брать за это деньги, могут не брать. Или могу сдавать ему квартиру, например, за «коммуналку».

Вопрос: а это действительно мой родственник? А я и правда не беру с него плату? Как это выяснить — пока механизмов нет.

– По данным ВЦИОМ, в России сегодня без учёта социального найма сдается 250 млн кв. м, или 7 процентов всего объёма жилого фонда. Согласны ли вы с такими данными? 

– Оценить объективность данных об объёмах рынка арендного жилья по результатам соцопросов трудно. Поэтому представляется, что одна из важных задач, которую может решить законопроект, — это более объективная оценка объёмов рынка аренды в России.

Сегодня государство имеет множество обязательств перед разными категориями граждан, теми же сиротами и так далее, — по предоставлению им жилья. Обладая более точными данными о количестве людей, которые снимают жильё, можно будет более чётко выстраивать госполитику в сфере обеспечения жильём нуждающихся.

 

– В России сегодня почти не развит рынок наёмного жилья, когда человек берёт квартиру в аренду у государства. Возможно, развитие такого рынка сняло бы проблему?..

– Дело в том, что невозможно одновременно развивать и рынок собственности, и рынок наёмного жилья. У нас сегодня всё настроено на ипотеку. Ипотека и аренда — это два взаимоисключающих понятия. И развивать это одновременно просто невозможно.

– Параллельно с проектом закона о создании информсистемы для регистрации договоров аренды предполагается внести поправки в КоАП о штрафах за нарушение данных норм: до 5 тысяч рублей для граждан, и до 50 тысяч – для компаний. Насколько эффективны такие штрафы?

– Конечно, для Москвы, с её высокими арендными ставками, такие штрафы могут показаться незначительными. Но Россия — это не только Москва, и для регионов эти штрафы могут быть существенными.

Другой момент — не стоит перегибать палку. В противном случае мы рискуем увести рынок аренды ещё больше в тень. Штраф в данном случае — больше вопрос психологический.  

– А, если человек, и правда, сдаёт квартиру родственнику, и, действительно, только в счёт оплаты коммунальных платежей… Как учесть эти нюансы в новой системе?

– Это вопрос к разработчикам инициативы. Считаю, что все эти сценарии должны быть чётко прописаны. И это основная задача авторов проекта. Главное, чтобы новые нормы не ухудшали качество жизни граждан. 

– Как можно заинтересовать граждан добровольно регистрироваться в новой системе? 

– По моему мнению, решить проблему можно за счёт мотивации граждан. То есть, люди должны понимать, что, если они встанут на учёт, их права, как арендодателя или арендатора, — будут по-настоящему защищены.

Для нанимателей — это регистрация и вытекающие отсюда права. Что касается арендодателей, например, у нас есть опыт льготного страхования, возможно, эту практику надо распространить и на участников новой системы.

– В чём отличие арендного рынка России от других стран?

– Главное отличие нашего арендного рынка в том, что он достаточно краткосрочный, в отличие от Запада. Люди ориентированы на приобретение собственного жилья рано или поздно. Пожить в съёмной квартире можно год-пять-десять. И в этом случае изначально защита прав арендатора она не так важна.

В отличие от России, Европа не ориентирована на обязательное владение жильём. В Европе нормально прожить всю жизнь в арендованной квартире и закончить жизнь в доме престарелых. Это один из доступных и понятных жизненных треков. Соответственно там совсем по-другому относятся и к съёмному жилью, более ответственно. 

Поэтому регулирование рынка жилья в России должно идти по собственному пути. Сейчас, как раз, рассматриваются разные варианты урегулирования вопроса.

Источник: pnp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + 11 =