Что появится на месте Байкальского целлюлозно-бумажного комбината?

Две новости, связанные между собой общей темой сохранения Байкала, дали новый толчок к обсуждению судьбы уникального озера в авторской программе депутата Государственной Думы Николая Николаева «NIKOLAEV.Podcast» на YouTube-канале:

  1. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО по итогам 44-й сессии предложил власти России остановить ослабление режима охраны озера Байкал, а также провести оценку воздействия на окружающую среду проекта рекультивации Байкальского ЦБК (целлюлозно-бумажного комбината). На кардинальное улучшение ситуации дано несколько месяцев.
  2. ВЭБ. РФ определилась с проектом застройки территории БЦБК. Там может появиться более 479 тыс. кв. м. курортной недвижимости, в которую нужно вложить не менее 60 млрд руб.

«В последние несколько лет вопрос ликвидации последствий БЦБК напоминает Санту-Барбару. Вроде все сказано и все возможные сюжетные комбинации проиграны, но сериал все тянется и тянется. Даже ничего захватывающего уже не происходит, в вот чем закончится? Все-таки хочется узнать», рассказывает депутат Государственной Думы Николай Николаев, «Вот после этих новостей не мог не поинтересоваться мнением тех, кто непосредственно связан с проектом сохранения Байкала и рекультивацией последствий БЦБК, поэтому пригласил их к себе на подкаст и побеседовал».

 

«Байкал всегда вызывал притяжение, и мировое, и национальное. Главная роль Минприроды аккуратно балансировать на грани, не скатываясь в экотерроризм, запрещая все и вся, и не позволяя погубить это великое озеро». Максим Стафеев, руководитель проектного офиса «Сохранение озера Байкал» при Минприроды России,

пояснил, чем обусловлена столь негативная реакция ЮНEСКО. Сейчас комиссия руководствуется данными материалов за 2019 год по итогам 2018 года, в которых, действительно, были зафиксированы сложности в реализации проекта по ликвидации загрязнений Байкала. Но на данном этапе уже интенсивно ведутся новые изыскания и научные исследования, которые пока не очень видны широкому кругу общественности. На данный момент ФГУП «ФЭБ» (Федеральный экологический оператор, подразделение «Росатома») проанализировал большой объем различных предложений и методик по ликвидации накопленного вреда от деятельности БЦБК и передало результаты в РАН и Роспотребнадзор.

«Готовая документация со всеми заключениями и экспертизами должна появиться в мае 2022 года, т. е. с начала июня 2022 мы войдем в этап рекультивации», – уточняет Максим Владимирович.

С заключением ЮНЕСКО о том, что все нормотворческие инициативы, которые были проведены, ухудшили состояние озера, Максим Стафеев категорически не согласен. Он поясняет, что комиссия делает выводы лишь на основании документов и информации, поступающей из различных международных и национальных экологических источников, не видя и не понимая истинной картины происходящего. «На моей памяти комиссия не приезжала ни разу»,- поясняет участник встречи. По этой причине решено в феврале-марте будущего года пригласить на Байкал представителей Центра всемирного наследия ЮНЕСКО, «все показать и рассказать, обеспечить встречи с федеральной и региональной властью, с местной общественностью».

Что касается плана ВЭБа по застройке территории БЦБК, то Минприроды и проектный офис участвовали в оценке проекта, и поддерживают эти начинания, отмечая, что «единственно возможная тропинка развития на Байкале – это туризм, но туризм нужно делать культурным и экологически безопасным».

 

«Байкал – это мировая сокровищница, и в связи с этим абсолютно понятна и позиция ЮНЕСКО, и позиция экологов». Степан Калмыков, декан Химического факультета МГУ, член-корреспондент РАН, профессор РАН, председатель Научного совета РАН по глобальным экологическим проблемам рассказал, какие конкретные действия предпринимаются сейчас для решения проблем по рекультивации отходов БЦБК.

На данный момент выбран единственный поставщик технологий, которые будут применяться на территории БЦБК. Это ФГУП «ФЭО» («Федеральный экологический оператор»), входящий в структуру «Росатома». ФЭО провел открытый конкурс по сбору тех технологий, которые можно было бы использовать с учетом непростой местной специфики. Были получены десятки предложений от разных компаний, государственных структур, институтов, университетов. В результате двух этапов отбора осталось около 10 предложений. Они были переданы в РАН, где на данный момент заканчивается прохождение экспертизы их научной составляющей. Затем допущенным компаниям будет дана возможность провести опытно-промышленные испытания, этот этап стартует уже совсем скоро, в августе – сентябре 2021 года, и по первым результатам станет понятно, что будет перспективно в полномасштабном использовании. По окончании испытаний результаты проверят независимые аккредитованные лаборатории, такие, например, как «ЦЛАТИ», входящий в систему Минприроды. И затем Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Росприроднадзором и ФЭО уже будет принято окончательное решение. «Большинство технологий, которые мы сейчас рассматриваем, включают работы объемом примерно на 1,5-2 года», – говорит Степан Николаевич. Примерно такой срок будет необходим для того, чтобы решить проблему рекультивации отходов Байкальского БЦБК.

Степан Калмыков обращает внимание на то, что уже сейчас на месте идут практические работы по очистке вод. На территории БЦБК установлены очистные сооружения, которые в непрерывном режиме отбирают воду, уменьшая ее уровень в картах-накопителях и предотвращая их переполнение.

«Это современные технологии, реализуемые «Росатомом». Они используются в водоочистке  – это методы фильтрации, ультрафильтрации, обратного осмоса и т.д.», – поясняет профессор.

Комментируя новость о рекомендациях ЮНЕСКО, Степан Николаевич отметил:

«Особенность такого объекта, как БЦБК в том, что рядом находится Байкал, поэтому внимание и российских, и международных организаций к этой теме очень пристальное. Байкал – это мировая сокровищница, и в связи с этим абсолютно понятна и позиция ЮНЕСКО, и позиция экологов».

 

«Надо перестать увлекаться выбором технологий и, наконец, начать что-то делать». Сергей Чернин – президент ГК Корпорации «ГазЭнергоСтрой»,считает, что нельзя строить туристическую инфраструктуру, если не очищена территория. Он отмечает, что действовать нужно достаточно быстро. «Конечно, нашим коллегам из «Росатома» нужно ускоряться в отборе технологий, потому что процесс затянулся.  Могу сказать одно, «Росатом» – это, наверное, сейчас единственная возможность быстро исправить ситуацию и мы со своей стороны всегда готовы протянуть руку помощи. Это вопрос национальных интересов, поэтому здравые силы, это и ГазЭнергоСтрой, и Росатом должны объединиться для того, чтобы решить проблему раз и навсегда. Если ЮНЕСКО задает такие вопросы, это уже серьезный вызов всему обществу и всему государству».

«ГазЭнергоСтрой», будучи выбранным государством как единый подрядчик рекультивации БЦБК, за счет собственных средств изготовили 18 термолизных реакторов, которые за два года могли полностью непросто обезвредить, но и полностью переработать шлам-лигнин и получить полезный продукт.

«Все эксперименты были сделаны еще до того, как мы их изготовили. Конструкторскую документацию мы сделали от А до Я сами. Центр лабораторного анализа и технических изменений отобрал нам пробы как на картах шлам-лигнина, так и после – то что у нас получилось в зоне остаток. Мы гордимся тем, что у нас получилось снижение класса опасности», продолжает президент Корпорации.

Сергей Яковлевич напоминает, что история по очистке БЦБК идет с 2014 года, и за это время вообще ничего не произошло.

«Мы потеряли кучу лет, и это наша вина, как государства. Поэтому сейчас надо перестать увлекаться выбором технологий и, наконец, начать что-то делать».

Потому что, если нет технологии, то и проектировать нечего. Цепочка такая: технология,  изыскание к этой технологии, проект и защита проекта. На подготовку чистой площадки, взяв на вооружение проверенную, опробованную технологию, уйдет до 2-х лет.

«Очень важно сейчас сосредоточиться именно на апробированных технологиях. Если мы сейчас опять пойдем неправильным путем, это будет, наверное, уже последний наш путь», – заключает глава «ГазЭнергоСтроя».

«Опасная тенденция». Сергей Чернин отмечает, что в последнее время международные организации типа «Гринпис», «Реки без границ» и др. развили нездоровую активность вокруг темы охраны Байкала. Он считает, что это опасная тенденция.

«Наблюдая последние пять-шесть лет за ситуацией на Байкале, я вижу, что ничего хорошего, конструктивного они предложить не могут и не хотят.  Их деятельность лишь приводит к затягиванию позитивных изменений на Байкале».

Поэтому Сергей Яковлевич призывает уделять этим организациям меньше внимания и времени, сосредоточив усилия на более важных вещах.

 

«Делается все то же самое, что и годы до этого». Ситуацию прокомментировал Денис Букалов – общественный деятель, лидер движения «Спаси Байкал».

В сентябре 2019 года президент поручил выбрать лучшие способы утилизации отходов Байкальского ЦБК в результате открытого конкурса с возможным привлечением иностранных специалистов с опытом.

«И на этом, к сожалению, все остановилось», – констатирует Денис Букалов. «Меняются разные подрядчики, вот на сегодняшний день большая уважаемая компания «Росатом» и ее дочерняя компания ФГУП «ФЭО» выбрали своих подрядчиков и технологию, не прошедшую научную и экологическую экспертизу, занимаются «водопонижением». И на сегодняшний день они делают то же самое, что делали все эти годы до этого. При этом туда вложено 286 млн. рублей. Попахивает банальным распилом».

Денис Букалов обращает внимание на то, что до сих пор в вопросах, связанных с Байкалом, отсутствует открытость. Общественность, и в частности, такое крупное народное движение, как «Спаси Байкал», абсолютно не привлекается к обсуждению происходящего. Например, анонсированный ВЭБом мастер-план по развитию города Байкальска и застройке территории БЦБК к широкому обсуждению так и не был представлен. Информация о предстоящих мероприятиях до людей не доходит, приглашения не поступают. А между тем у людей большие сомнения в том, что в проекте, например, учтены особенности местной инфраструктуры – привязки к железным и автомобильным дорогам, к аэропорту и т. д.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *