Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

21 июля 2017 года Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект № 90991-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Документ был принят в первом чтении 24.05.2017 с названием «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров», после чего в процессе дальнейшей его доработки было изменено в связи с уточнением предмета правового регулирования, а также в его текст были внесены значительные поправки.

Законопроект разработан Правительством Российской Федерации в рамках реализации поручения Президента России № Пр-1138ГС, которое было дано по итогам заседания Государственного совета в 2016 году и предусматривает необходимость устранения противоречий между сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости, обратив особое внимание на защиту прав граждан и юридических лиц, являющихся добросовестными приобретателями объектов недвижимости.

Актуальность проблемы, на решение которой направлен законопроект, подтверждается статистическими данными. Так, по данным Рослесхоза выявлено более 263 тысяч пересечений границ земель иных категорий с землями лесного фонда на площади около 1,7 миллионов гектаров. Одновременно опираясь на точные сведения местоположений границ лесных участков ЕГРН, Росреестром зафиксировано 377 тысяч таких пересечений. В результате таких пересечений фактически имеет место «задвоение» правовых режимов. Это влечёт за собой для граждан многочисленные споры о праве собственности, неопределённость режима использования земельных участков, разные подходы при расчете платы за землю, сложности при осуществлении территориального планирования и иные негативные последствия.
В качестве концептуального решения данной проблемы законопроект предлагает установить приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), что позволит сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами, права которых зарегистрированы в ЕГРН.

«Основным фактором, мотивирующим нас как можно быстрей решить эту проблему, явилось то, в каком тяжелом положении оказались многие наши избиратели. Только в Иркутской области гражданами было подготовлено 29 тысяч исков для отстаивания своих прав на вид той деятельности, который они уже десятилетиями ведут на своих земельных участках. С другой стороны, изначально в законопроекте были заложены большие риски, связанные с тем, что большие площади лесных угодий могут быть захвачены недобросовестными приобретателями,» – комментирует после принятия во втором чтении законопроекта Председатель Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. – Большую роль в обсуждении данного законопроекта сыграл Общероссийский Народный Фронт, которой указывал на недопустимость принятия тех норм закона, которые могут привести к таким последствиям, В результате при Принятии законопроекта в первом чтении Государственная Дума приняла Постановление, в котором указала на необходимость устранить все возможные риски к принятию законопроекта во втором чтении. Что мы и сделали. И надо сказать, что работа над этим законопроектом была чрезвычайно сложной».

В целях защиты от злоупотреблений, связанных с возможным самовольным захватом лесных земель, а также природоохранной функции лесов законопроектом устанавливаются т.н. «дата отсечения» «лесной амнистии», исключающая легализацию преднамеренных захватов лесного фонда в преддверии принятия законопроекта. Так, действие законопроекта не распространяется на участки, права на которые возникли после 1 января 2016 года.

Помимо этого, из-под действия правил о безусловном приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости выводятся земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий и земельные участки, на которых расположены объекты культурного наследия.
Внесенные поправки также предусматривают для территорий, включенных в границы населенных пунктов за счет земель лесного фонда, сохранение режима городских лесов до утверждения правил землепользования и застройки. При этом в отношении распоряжения такими земельными участками предусматривается формирование градостроительных регламентов, утвержденных на основе процедуры публичных слушаний. В состав комиссий по принятию этих решений должны входить представители региональных и муниципальных властей, а также региональной общественной палаты.
Также документом предусматривается порядок проведения лесовосстановления и лесоразведения при сокращении лесопарковых и зеленых полос в результате корректировок государственного лесного реестра в соответствии с правилами законопроекта.

Помимо этого, законопроект дает более четкое определение лесных поселков и военных городков, препятствующее расширительному толкованию этого понятия, и решает проблему предоставления им статуса населенных пунктов в случае, если плотность их застройки составляет не менее 30%.

Председатель профильного Комитета ГД Николай Николаев подчеркнул, что «после окончательного принятия законопроекта, с учетом тех рисков и опасений, обозначенных при работе над ним, депутатами будет организован парламентский контроль по обеспечению мониторинга его правоприменения с целью выявления необходимости внесения последующих корректировок».