Государственная Дума приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа»

20 июля 2017 года Государственная Дума приняла законопроект № 188813-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа», и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», внесенному Правительством Российской Федерации, и доработанным Комитетом ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Законопроект был внесен в Госдуму 30 мая 2017. Он направлен на устранение ряда проблем, выявленных в ходе предоставления гражданам земельных участков в безвозмездное пользование на территории Дальневосточного федерального округа, согласно Федеральному закону №119-ФЗ с целью повышения эффективности его реализации и уменьшения количества отказов в предоставлении гражданам указанных земельных участков.

Законопроектом предлагается уточнить процедуру и форму представления информации о территориях, которые определены законом субъекта РФ и в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом.

Так, документ предусматривает расширение территорий, на которых допускается предоставление земельных участков в безвозмездное пользование, а именно, документом предлагается снять запрет на предоставление земельных участков, на которых расположены защитные леса отдельных категорий, а также земельных участков, которые указаны в лицензиях на некоторые виды пользования недрами, – в тех случаях, когда предоставление земельных участков гражданам не препятствует осуществлению деятельности, предусмотренной такими лицензиями.
Также предлагается разрешить предоставление земельных участков, расположенных в границах охотничьих угодий, за исключением случаев, когда на испрашиваемом земельном участке размещен объект охотничьей инфраструктуры в границах охотничьих угодий, используемых на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, либо испрашиваемый земельный участок подлежит предоставлению в аренду для размещения объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с охотхозяйственным соглашением или соглашением о государственно-частном партнерстве.

В ходе принятия Госдумой Законопроекта в 1 чтении был высказан ряд замечаний для последующего их устранения. По словам Председателя Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, наиболее острая дискуссия была относительно сохранения территорий охотничьих угодий, которые предлагалось исключить из земель, предоставляемых гражданам. В первоначальной редакции законопроекта земельные участки, находящиеся на территории охотничьих угодий, предлагалось предоставлять гражданам без ограничений.

«По итогам обсуждения была выработана компромиссная позиция, позволяющая сбалансировать различные интересы. В представленной ко второму чтению редакции законопроекта охотникам предоставляется право самостоятельно определить те территории в рамках охотугодий, в границах которых нельзя предоставлять земельные участки. При этом субъект РФ вправе установить максимальный размер площади таких территорий. Безусловно, такая работа потребует некоторого времени. Именно поэтому срок вступления в силу проекта отложен», – пояснил депутат.

Ко 2му чтению были устранены замечания относительно предлагаемой редакции положений о публичном сервитуте. В рамках работы над поправками решено было исключить количественный критерий для установления сервитута, но сохранить саму возможность его установления согласно Земельного кодекса – с учётом общественных слушаний, которые являются залогом объективной оценки необходимости его установления и способом согласования интересов всех землепользователей.

Также законопроектом корректируются нормы, позволяющие предоставлять участки на территориях, которые отражены в лицензиях на пользование недрами. Нельзя предоставлять участки, которые расположены на площадях залегания полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс, а также, если он располагается в границах территории, которая необходима для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии. Но, если идет только об изучение недр, поиске месторождений, то на таких территориях земельные участки предоставляться будут. Поиск и изучение могут проводится довольно длительный период времени, и необязательно завершаются открытием нового месторождения. Поэтому Комитет принял согласованное решение, что эти виды пользования недрами не должны препятствовать предоставлению гражданам земельных участков в рамках закона о дальневосточном гектаре.

Еще один блок устраненных поправками замечаний касался возможности предоставления земельных участков с расположенными на них защитными лесами. Не все виды защитных лесов можно будет предоставлять гражданам. Кроме того, виды деятельности, которые предполагаются к осуществлению на таких земельных участках, не должны противоречить режиму защитных лесов. Такой подход, с одной стороны, позволит расширить территории, на которых граждане смогут получить земельные участки. С другой – обеспечить сохранение леса.

Помимо этого, граждане, осуществляющие пользование земельными участками из состава лесного фонда, будут уравнены в статусе с арендаторами. А это значит, что на них будет распространяться действие статьи 62 Лесного кодекса и в случае, если на участке осуществляется заготовка древесины, обязанность по лесовосстановлению должна быть исполнена.