Николай Николаев: необходимо обеспечить защиту наших данных, и, как один из механизмов ее обеспечения, дать возможность приоритетного развития российским компаниям

8 февраля 2018 года в Госдуме Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям состоялся круглый стол «Законодательство о государственно-частном партнерстве в сфере информационно-коммуникационных технологий: перечень вопросов, подлежащих регулированию».

Заседание прошло под председательством руководителя профильного Комитета Николая Николаева. В заседании приняли участие депутаты, представители государственных структур и общественных организаций, а также эксперты научного и бизнес сообщества.

Во вступительном слове Николаев особо подчеркнул актуальность повестки по совершенствованию законодательства для обеспечения развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Он заявил, что задача создания правовых условий для развития в России цифровых технологий и повышения качества объектов ИТ—инфраструктуры, поставленная в поручении  Президента России №2346, и нашедшая свое отражение в правительственной программе «Цифровая экономика», что было обозначено как одно их приоритетных направлений работы Госдумы в докладе ее Председателя Вячеслава Володина а планах работы  Парламента на весеннюю сессию.

По словам Николаева, сегодня законодательство нуждается о ГЧП  требует достройки, поскольку пока оно не предусматривает чётких механизмов взаимодействия государственных и частных капиталов в сфере информационных технологий (ИТ), и «если вопросы, связанные с этой сферой не обсуждать серьёзно, то усилия, которые сейчас прилагают законодатели, останутся только на бумаге».

Сегодня профильный Комитет ГД работает над принятым в первом чтении (10.01.2018) законопроектом № 157778-7 «О внесении изменений в ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», признающий IT-системы объектами ГЧП. Документ разработан председателем Комитета Николаевым  совместно с группой депутатов.

«Сегодня в России на федеральном уровне действует более 300 информационных систем, а на региональном — более 1200. Все они требуют больших вложений бюджета и, разумеется, частного бизнеса», – сказал Николаев.

Он пояснил, что, не смотря на запланированные колоссальные вложения из бюджета, направленные на развитие сферы информационно-коммуникационных технологий, финансирования будет недостаточно в связи с масштабностью поставленной задачи. Поэтому внедрение модели ГПЧ даст дополнительную возможность ИТ-развития как в сфере государственного управления, так  и в сфере бизнеса.

По мнению авторов законопроекта, установление возможности заключать соглашения о ГЧП,   в том числе концессии, в отношении объектов информационно-коммуникационных технологий позволит привлечь частные инвестиции и новые компетенции в развитие ГИС и ИТ-инфраструктуры в целом, что, в свою очередь, обеспечит экономию средств бюджетов всех уровней. Работающие на рынке компании смогут в короткий срок создать информационную систему, благодаря которой целый ряд функций станет прозрачным и понятным пользователям этой системы – гражданам, предпринимателям и чиновникам.

В случае реализации ГЧП-проектов, затраты на создание, модернизацию или эксплуатацию ИТ-системы могут взять на себя компании этого сектора, а договором может предусматриваться возможность коммерциализации созданного или модернизированного продукта за счет дополнительных услуг, повышающих комфортность и удобство пользования сервисом.

«В отличие от существующих соглашений о ГЧП, которые распространяются на материальные объекты, информационны-коммуникационные технологии. Они – инструмент, который позволяет повысить и качественно изменить системы управления и оказания государственных услуг», – сказал председатель Комитета Николай Николаев.

По мнению депутата, эта сфера требует абсолютно иных подходов как с точки зрения оценки эффективности проекта, так и с точки зрения требований к руководству этими проектами со стороны органов власти.

«В России на федеральном уровне действует более 300 информационных систем, а на региональном — более 1200. Все они требуют больших вложений бюджета и, разумеется, частного бизнеса», — подчеркнул председатель Комитета, напомнив, что практически в каждой области нашей жизни необходимо создавать базы данных.

В том, что модель ГЧП позволит сократить государственные расходы на развитие цифровой инфраструктуры и обеспечить максимальную заинтересованность частных инвесторов в непрерывном совершенствовании этих объектов, уверен и Руководитель федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Григорий Ивлиев.

Он заявил, что существующая модель взаимодействия с разработчиками и интеграторами посредством государственных закупок не учитывает всей специфики развития ИТ и постоянно растущего объёма элементов базы данных:

«Действия исполнителя по государственному контракту направлены, в первую очередь, на формальное исполнение технического задания, вопросы эффективности последующего использования созданного продукта не могут быть условием государственного контракта».

По его словам, актуальные на настоящий момент и профинансированные за счёт бюджетных средств информационные разработки через несколько лет могут устареть из-за невостребованности без постоянной непрерывной модификации. Он подчеркнул, что модель ГЧП позволяет обеспечить непрерывное совершенствование и модернизацию ИТ-систем без привлечения бюджетных средств, а, главное, заинтересовать частного партнёра в долгосрочном использовании объекта соглашения о ГЧП. При этом он уверен, что в условиях партнерства государства и бизнеса в сфере ИТ

«будут максимально обеспечены государственные интересы, а также исключены возможные случаи недобросовестного использования частным партнёром информационных ресурсов за счёт гибкости условий соглашения о ГЧП, особенно концессионных соглашений, например, ограничение доступа частного партнёра к информации отдельной категории, его публичная отчётность». 

С ним согласился Николаев, который особо отметил, что при подготовке законопроекта ко второму чтению «необходимо обеспечить защиту наших данных, и, как один из механизмов ее обеспечения, дать возможность приоритетного развития российским компаниям».

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Максим Фатеев сообщил, что отечественные ИТ-компании опасаются недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных конкурентов, и предложил разработать условия для обеспечения российского ИТ-бизнеса доступом к государственным проектам, чтобы обеспечить доступ и крупным ИТ-компаниям, и стартапам.

С поддержкой законопроекта выступили представители научного сообщества, в частности, проректор НИУ «Высшая школа экономики» Андрей Жулин. Директор Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики» Анна Дупан заявила, что «нужно закон принимать и принимать его чем быстрее, тем лучше». Говоря о проблемах определения объектов соглашений о ГЧП и концессионных соглашений в ИТ-сфере, она подчеркнула, что нельзя разбивать на отдельные элементы, а рассматривать в комплексе объекты системы и базы данных, и оборудование. Она предложила «передавать на ГЧП только обработку данных», приведя в качестве примера проблемы с реализацией проекта ГИС ТЭК. По её мнению, «надо ко второму чтению доработать законопроект, чтобы учесть все специфические моменты и по ГЧП, и по концессионным соглашениям».

Заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики» Владимир Королев обратил внимание, что для успешного правоприменения после принятия закона сегодня нужно выработать единый инструментарий – понятийный ряд – в пересекающихся сферах деятельности.

Директор Фонда развития интернет инициатив Кирилл Варламов, в свою очередь, рассказал о поддержке более 400 стартапов и привел примеры для возможных проектов, которые, по его убеждению, в рамках модели ГЧП государство могло бы успешно реализовать и тем самым систематизировать предоставление услуг в сферах туризма, авиаперевозок, автобусных и других сообщений.

Другие эксперты предлагали объединить законодательные инициативы по ГЧП и госзакупкам, а также настаивали на внесении изменений в отраслевое законодательство, представляли практику ведения проектов концессионных соглашений в пенсионной сфере, ЖКХ и на транспорте, обращали внимание на отличающийся понятийный аппарат, упоминающийся в различных законах, подзаконных актах.

Представитель ПАО «Ростелеком» Александра Аронова рассказала о системе электронного правительства, подняла вопросы привязки концессионных соглашений в сфере недвижимости. На её взгляд, для экономии бюджета государства нужно, чтобы была возможность из одного центра обслуживать территориально близкие регионы, что по действующему законодательству пока невозможно.

Подводя итог дискуссии, Николай Николаев сообщил, что все поступившие в письменном виде замечания Комитет аккумулирует и использует при подготовке поправок ко второму чтению, а также предложил экспертам в марте еще раз обсудить проект документа ко второму чтению.

Оперативно получать информацию и новости Вы сможете подписавшись на официальный телеграм-канал: https://t.me/nikolaevonline

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *