Николай Николаев: Рыбная отрасль – огромный сегмент экономики и серьезный социальный фактор

<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/DRmZ0uiTtUM" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

В Государственной Думе в понедельник, 23 октября, прошли парламентские слушания на тему «О направлениях осуществления государственной политики в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов».

Депутаты, представители профильных министерств и ведомств, представители регионов, профессиональных объединений, научного сообщества и правоохранительных органов обсудили происходящие изменения в рыбной отрасли, которая в настоящее время переживает этап реформ и модернизации и наметили план работы по совершенствованию функционирования сферы. Борьба с нелегальным отловом рыбы, развитие аквакультуры, обновление рыбопромыслового флота, изменение баланса импорта-экспорта рыбной продукции, контроль качества поступающей на прилавки рыбной продукции – все эти задачи оказались в центре внимания собравшихся.

Открывая заседание, Председатель комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев напомнил, что в декабре 2012 года в Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин указал на недопустимость продолжения политики сырьевой направленности и тем самым дал старт активному развитию экономики, максимально ориентированной на укрепление национальной продовольственной безопасности за счет обеспечения населения высококачественной, доступной отечественной продукцией, в том числе и в рыбной отрасли.

«Любой закон, который мы рассматриваем в сфере рыбной отрасли, всегда вызывает максимальное количество споров. Это не случайно. Помимо того, что это огромный сегмент нашей экономики, рыбная отрасль является и серьезным социальным фактором. Миллионы людей живут на берегах наших океанов, морей, рек, озер. Миллионы людей зарабатывают каждый день именно благодаря рыбной отрасли, и поэтому любое изменение в законодательстве вызывает у них массу опасений», – подчеркнул Председатель комитета.

Николаев отметил, что огромная протяженность России объективно определяет наличие разных условий рыбной ловли. Этот фактор необходимо учитывать в законотворческой работе: «Условия, которые важны для рыболовов на Севере или на Черном море, будут совсем иными на Дальнем Востоке. И мы все это должны учитывать».

Парламентарий подчеркнул, что сегодня стоит задача повышения эффективности отрасли. При этом необходимо учитывать, что это понятие для производителей означает минимум издержек при получении прибыли, а для потребителей – максимум услуг на вложенные средства. Депутаты рассматривают понятие эффективности природопользования с точки зрения государства. Здесь речь идет не только о сохранении, приумножении и рациональном использовании природных ресурсов, но также и о стимулировании высоких стадий переработки продукции и экспорта товара с высокой добавленной стоимостью.

3 июля 2016 года Президент Российской Федерации подписал знаковый для отрасли Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», предусматривающий системные изменения механизма распределения водных биоресурсов.

Закон, вызвавший широкий общественный резонанс на стадии его принятия, до сих пор вызывает большие споры у участников рыбохозяйственной отрасли. Важные нормы его вступят в силу только в 2019 году, но уже сейчас решением комитета он включен в перечень направлений осуществления парламентского контроля, и его реализация относится к приоритетным направлениям работы комитета. «Мы знаем, что отрасль по официальным данным показывает положительную динамику и надеемся, что вступление закона в силу будет этому также способствовать», – заявил Николаев.

Серьезным замечанием, неоднократно звучавшим на слушаниях в докладах участников, является необходимость принятия законодательных решений на основании научно обоснованных выводов. По словам Заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству Петра Савчука, сегодня зачастую регионы больше ориентированы на добычу ресурса, забывая о необходимости сохранения его. Именно поэтому комиссии в регионах часто не поддерживают предложения научного сообщества в вопросах обеспечения «проходных» дней в рыбалке, которые могли бы способствовать более эффективному восстановлению биомассы.

Между тем, по информации Савчука, в течение последних пяти лет рыбохозяйственный комплекс России показывает стабильные темпы роста. В 2016 году объемы вылова составили 4,8 млн тонн, прирост 7% по сравнению с 2015 годом, данный объем вылова является рекордным за последние 20 лет. В целом за период с 2009 по 2016 год показатель вылова водных биоресурсов прирост демонстрирует на 1 млн тонн.

«В то же время, по оценкам отраслевой науки потенциальный объем добычи может достигать порядка 6 млн тонн, и мы видим довольно серьезные перспективы по ресурсной базе таких наиболее эксплуатируемых объектов таких как минтай и сельдь», – отметил он.

Наметились перспективные районы промысла на Дальнем Востоке, где начат промысел сардины, скумбрии и других видов рыб – впервые после 25-летнего перерыва. «В этом году ожидаем хорошие показатели, думаю превысим 50 тысяч тонн», – заявил представитель ведомства.

«Экономические показатели рыбохозяйственного комплекса за последние три года демонстрируют устойчивую тенденцию к росту, ключевые из них – это вклад в национальный ВВП, по итогам 2016 года он составил 291 млрд рублей. И совокупные налоговые поступления 22,3 млрд рублей», – добавил он.

Такие объемы добычи требуют соответствующей инфраструктуры.

«Средний возраст судов рыбопромыслового флота составляет около 30 лет, производительность значительной его части довольно низка, мы оцениваем потребность отрасли в современных траулерах в порядка 150 судов», – сообщил Савчук.

По его словам, в соответствии с разрабатываемой стратегией развития отрасли до 2030 года, основным приоритетом развития рыбохозяйственного комплекса является уже не только вылов, но и прежде всего «кратное повышение экономической отдачи от водных биоресурсов за счет изменения структуры производства, производства продукции с высокой добавленной стоимости и ухода от его сырьевой направленности».

Обсуждая вопросы развития рыбохозяйственного комплекса с одной стороны, и сохранения ресурсной базы – с другой, была отмечена необходимость совершенствования процедур контроля за незаконным использованием водных биологических ресурсов. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, незаконная добыча в отрасли исчисляется десятками миллиардов рублей.

«Если поднимаются вопросы распределения полномочий субъектов, катастрофических объемов незаконного вылова, серьезных административных барьеров, это значит, что эти вопросы стоят на повестке дня, и мы с вами что-то еще не решили. Сегодня для себя мы отметили те самые вопросы, которые требуют отдельного рассмотрения. Мы готовы к работе, комитет будет площадкой для решения всех этих проблем», – отметил Николаев.

Другая актуальная тема – развитие аквакультуры, то есть разведения и выращивания водных организмов (рыб, ракообразных, моллюсков, водорослей) в естественных и искусственных водоемах, а также на специально созданных морских плантациях. Как отметил Николаев, отрасль должна иметь возможность весь дефицит, если он есть, закрывать именно с помощью аквакультуры.

Как заметил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, несмотря на наличие соответствующего закона, пробелов в области аквакультуры остается достаточно. «Здесь сказывается в том числе дуализм законодательства, когда речь идет о незаконном промысле. Например, есть лазейка, позволяющая показывать по документам аквакультурных объектов незаконно выловленные водные биологические ресурсы. У нас регулируются одни и те же виды разными законами, и в разных законах это звучит совершенно по-разному. Мы столкнулись с тем, что таможня не прослеживает законность происхождения водных биоресурсов, если по ним предоставляются документы на вывоз из нашей страны под видом объектов аквакультуры. Необходимо, чтобы вся рыбная продукция четко прослеживалась и было понятно, откуда она произошла», – считает он.

Дальнейшее развитие нормативной базы, регулирующей аквакультуру, необходимо, считают в ведомстве. Это в том числе снижение административных барьеров. Кроме того, имеется большой пласт для будущего законотворчества: остается вопрос выращивания в искусственных условиях краснокнижных видов, на повестке также финансирование научного сопровождения отрасли.

По итогам слушаний на сайте комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям будут опубликованы рекомендации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *