Николай Николаев: в приоритет мы должны ставить нужды граждан – валежник должен быть доступен для них

Сегодня Комитет ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендовал Государственной Думе принять в первом чтении законопроект № 116620-7 «О внесений изменений в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации» (в части отнесения валежника к недревесным лесным ресурсам), внесенный депутатами Государственной Думы Н.П.Николаевым, В.И.Кашиным и др.

Законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы 6 марта 2017 года и призван урегулировать вопросы сбора валежника населением для собственных нужд.

Решаемая законопроектом проблема является чрезвычайно актуальной практически для всех регионов страны. В случае его принятия, для граждан будет введен упрощенный порядок сбора поваленных деревьев, кустарников или их частей, поврежденных в результате неблагоприятных погодных условий или по иным естественным причинам. При этом сбор валежника как недревесного лесного ресурса будет осуществляться в целях отопления и использования его для иных хозяйственных нужд.

Авторами законопроекта являются 72 депутата Государственной Думы и 2 члена Совета Федерации.

«Помимо решения бытовой проблемы, граждане, собирая валежник, будут содействовать обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах, таким образом очищая их от захламления древесными материалами», – считает Председатель Комитета Николай Николаев.

Сегодня в соответствии с действующей редакцией статьи 30 Лесного кодекса для самостоятельной заготовки в том числе дровяной древесины для собственных нужд необходимо заключать договоры купли-продажи лесных насаждений. При этом эти возможности ограничены допустимыми квотами и распространяются только на свободные от аренды лесные участки.

Поэтому на практике зачастую выделенные гражданам участки для заготовки дровяной древесины находятся в труднодоступных и удаленных от места их проживания местах, что не только делает сбор трудно осуществимым, но и требует финансовых затрат на транспортировку.

В то же время как валежная древесина расположена в шаговой доступности от населенных пунктов в границах лесных участков, находящихся в долгосрочной аренде у лесопользователей. Таким образом, граждане вынуждены обращаться в лесозаготовительные организации, которые по полученным от граждан доверенностям на право подписания договоров купли-продажи лесных насаждений осуществляют такую заготовку, которые за услугу забирают у граждан не менее 50% объема заготовленной.

Данный факт противоречит законодательству, потому что той же статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что заготовленная гражданами для собственных нужд древесина не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

Заготовка валежника не связана с рубками лесных насаждений и не является заготовкой древесины. Ее можно сравнить с заготовкой (сбором) хвороста, что уже предусмотренного статьями 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации.

Предлагаемый законопроектом подход концептуально поддерживается Правительством Российской Федерации при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.

Анализ законотворческой работы по рассматриваемой проблеме показывает, что за последние годы субъекты права законодательной инициативы неоднократно пытались предложить различные пути ее решения. Ранее Государственной Думой рассматривались и были отклонены законодательные инициативы (проекты № 893713-6, № 1041782-6), направленные на совершенствование правового регулирования заготовки гражданами валежника для собственных нужд путем признания заготовки валежника видом заготовки древесины.

Вместе с тем ситуация с обеспечением граждан дровяной древесиной с каждым годом ухудшается, и урегулировать данный вопрос в любом случае необходимо. В действующем лесном законодательстве заготовка древесины и заготовка валежника не в полной мере разграничены. Отсутствие правовой ясности в данном вопросе приводит к тому, что большое количество граждан ежедневно совершают правонарушения, осуществляя сбор валежника.

В этой связи Комитет 23 января 2018 года провел расширенное совещание с участием всех заинтересованных сторон, на котором была достигнута договоренность об учете представленных замечаний ко второму чтению законопроекта.

«В приоритет мы должны ставить нужды граждан – валежник должен быть доступен для них, но не должен становиться новой сферой предпринимательской деятельности», – заявил Николаев. 

 

Оперативно получать информацию и новости Вы сможете подписавшись на официальный телеграм-канал: https://t.me/nikolaevonline