О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)

21 июня 2017 Государственная Дума РФ приняла во втором чтении Законопроект «О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 1039291-6 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РФ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ АКВАКУЛЬТУРЫ (РЫБОВОДСТВА)»

(«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РФ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»). Законопроект призван устранить несоответствия и ликвидировать тем самым казусные препятствия для бизнеса по разведению рыбы в искусственных водоемах.

Проектом ФЗ предусмотрено внесение изменений в ФЗ от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в Лесной, Земельный и Водный кодексы РФ.

Основным положением законопроекта в первом чтении (был принят 10 июня 2016 г.) являлась возможность использования земель лесного фонда для размещения на них предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) объектов рыбоводной инфраструктуры.

В декабре 2016 года Комитет принял решение о создании рабочей группы по законопроекту в целях выработки консолидированной позиции Комитета, профильных ведомств, ГПУ и профессионального сообщества по доработке законопроекта с учетом поступивших замечаний.

В результате проделанной работы ко второму чтению законопроект был дополнен нормами, предусматривающими решение проблемы так называемых «русловых» прудов, используемых при осуществлении прудовой аквакультуры. Данный вопрос обсуждался в рамках Межрегионального форума ОНФ 25 апреля 2016 г. в Республике Марий Эл, в ходе которого Президент РФ В.В. Путин указал на необходимость скорейшего урегулирования его на законодательном уровне, что было отражено в соответствующем поручении.

Указанная проблема состоит в том, что при реализации Закона об аквакультуре, рыбоводные хозяйства сталкиваются с разногласиями в водно-земельных отношениях, возникающих при эксплуатации рыбоводных прудов на водотоках. Такие пруды оформлены в аренду или выкуплены как земли сельскохозяйственного назначения. Изначально эти участки не были запружены. Пруды были организованы искусственно с целью промышленного разведения рыбы.

Однако, после внесения изменений в Земельный кодекс РФ в 2008 г. был ограничен оборот земель водного фонда. Земли под прудами и обводненными карьерами стали относиться к землям водного фонда.

Юридический статус водоемов, искусственно созданных для рыбоводства, специфичен, так как несмотря на обладание необходимыми признаками водного объекта, они в правовом отношении таковыми не являются. В связи с тем, что специального правового регулирования порядка предоставления земельных участков, относящихся к земля с/х назначения и занятых водными объектами, либо земельных участков для использования их под нужды рыбоводства, действующее законодательство не содержит, то земли с рыбоводными прудами стали, по решениям судов, исключаться из категории с/х назначения вместе с переходам права собственности на них государству.

Судебные органы не принимают во внимание то, что пруд на водотоке построен на землях с/х, находящихся у предприятий в собственности или в аренде, а также и то, что он построен для целей товарного рыбоводства.

«К сожалению, эта проблема имеет масштабный характер, и пока она не решена, развитие рыбоводных хозяйств значительно замедлено. Законопроект был проработан совместно с деловым сообществом, с экспертами в области аквакультуры и экологами, и мы уверены, что он не ставит под угрозу природные богатства нашей страны и при этом обеспечит дополнительные гарантии для развития рыбоводного предпринимательства», – заявил Председатель Комитета ГД Николай Николаев