Водные ресурсы и водохозяйственный комплекс в целом во многом определяют социально-экономическую устойчивость и направление развития страны. От качества этих факторов в немалой степени зависит национальная безопасность государства.
Но в России, не смотря на значительные запасы водных ресурсов, вопросы рационального водопользования и обеспечения качественной питьевой водой являются одними из наиболее актуальных. Для их решения нужен переход на интенсивный путь развития водного хозяйства с применением безотходных или малоотходных технологий. Необходимо создать законодательные и социально-экономические условия, при которых экологически ориентированные технологии окажутся выгодными для водопользователейх и хозяйствующих субъектов.
Сегодня у нас в стране отсутствует единая система управления водным хозяйством, которое в силу своей многогранности и масштабности не умещается в круг полномочий ни одного из действующих министерств. Вопросы регулирования использования водных ресурсов находятся в ведении более чем 15 министерств, ведомств и подведомственных служб.
Общий объем доходов федерального бюджета за пользование водными объектами составляет порядка 14 млрд рублей. Для сравнения только на развитие федерально-целевой программы водохозяйственного комплекса в 2017 году запланировано более 50 млрд рублей. А если говорить о модернизации всей технической системы водного хозяйства, то на приведение в нормативное состояние только водопроводов потребуется не менее порядка шестой части бюджета РФ. Понятно, что сегодня это невозможно реализовать.
Ситуация усугубляется и тем, что в стране, по данным Минприроды, насчитывается порядка 3,5 тысяч бесхозяйных гидротехнических сооружений разного масштаба, поэтому непонятно, кому предъявлять претензии и с кого требовать корректной работы. Вообще здесь много вопросов. Очевидно, что нам нужно менять парадигму снабжения водой. И решать эту проблему необходимо как в законотворческом русле, так и путем налаживания серьезного контроля в сфере природопользования, в том числе и в отношении водопользования.
На мой взгляд, одним из важнейших путей разрешения этой проблемы является развитие государственно-частного партнерства. В сфере ЖКХ концессионные соглашения уже показали свою эффективность. И мне кажется, сейчас нельзя останавливаться только на этой сфере. Если мы говорим о водопользовании, то, конечно же, при сохранении контроля со стороны государства (вода – это стратегический ресурс) нам нужно развивать форму государственно-частного партнерства. Таким образом, мы сможем привлечь в отрасль дополнительные средства и решить огромное количество накопившихся проблем.
Это один из вопросов, которые мы планируем обсудить в Государственной Думе 14 декабря 2017 года на парламентских слушаниях на тему: «Перспективы и возможности использования механизма ГЧП в сфере природопользования и охраны окружающей среды». Мероприятие будет организовано нашим Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.