Тофалария – Проблемы самого малочисленного народа России

27 апреля 2017 года

Часть 1

Знаете ли вы, что такое Тофалария? Это место бесподобной красоты, где живет самый малочисленный народ в России – тофы или тофалары! Как они живут, о чем мечтают и думают – на все эти вопросы постарался получить ответ….

Алыкджер – один трех тофаларских поселков. Здесь есть школа-интернат, в которой учатся дети из Алыкджера и соседнего поселка (до которого 180 км – только по воздуху). Школа построена в 1970 году и после этого, как говорят местные жители, меняется только толщина слоя краски. Вокруг – неторопливость и размеренность. Никто никуда не спешит. Да и спешить-то просто некуда.

Гордость поселка – этнографический центр – музей, где можно послушать про историю народа, а в двух комнатах посмотреть на старинные предметы быта и увидеть потрясающаю коллекцию фотографий и уникальных картин-аппликаций – произведений местных мастеров.

Местные жители мечтают сделать из Тофаларии центр экологического туризма. Думаю, для этого есть все возможности. За последние несколько лет я увидел множество красивейших мест, но здесь, в Тофаларии, по-настоящему ощущаешь всю мощь природы. Здесь нам показывали на горы, куда, по приданию, с момента мироздания еще не ступала нога человека (лукавят, наверное – уж пару человек доходили точно). Здесь уникальные пещеры и водопады, здесь медведи бродят по соседнему склону, а говядина и свинина являются таким же деликатесом, как мясо изюбря или лося в Москве. Для описания энергетики этих мест, увы, мне не хватит словарного запаса: стоишь на берегу речки, смотришь вокруг и чувствуешь вечность…

Здесь действительно есть все возможности развить уникальный, эксклюзивный, дорогой экологический и охотничий туризм.

Есть даже ребята-энтузиасты, которые обустроили как могли небольшой гостевой домик, сделали сайт и разработали несколько туров. Дело сдвинулось с мертвой точки: в прошлом году было 7 туристов! В этом, уверен, будет больше 🙂

Часть 2

Добраться до Тофаларии можно только по воздуху. Час на вертолете Ми-8 или на ретро-аппарате Ан 2 из Нижнеудинска, расположенного ровно посредине между Иркутском и Красноярском. Конечно, можно и по реке Уде, но это только зимой. И займет такое путешествие не меньше 10 часов.

Ан 2, знаменитый “кукурузник” выпускался в стране с 1947 по 1971 годы, а потому самый “молодой” из отечественных “кукурузников” уже насчитывает 46 лет. Какой попался нам – не знаю, но мэр района Сергей Михайлович Худоногов, провожая нас у большой сараюхи с надписью “Аэропорт” успокоил, что Ан 2 – единственный самолет, который может планировать даже в случае отказа двигателя, и нам повезло, так как за штурвалом будет пилот, который недавно уже воспользовался этим свойством самолета, и благополучно посадил его прям на лесок…

Тем временем в “аэропорте” разгоралась битва. В последний момент появилось два незапланированных пассажира, а потому с самолета стали снимать груз – продукты (колбаса, яйца, йогурт, куры), предназначенные для магазинчика в Алыкджере – одном из трех тофаларских поселков, расположенных в 180 км друг от друга. Дама с всклокоченными волосами и выпученными глазами, как потом выяснилось, местная предпринимательница, закупившая этот скоропортящийся товар, голосила о своей нелегкой доле. Увидев мэра, дама стала голосить еще больше, в надежде на сочувствие, и, как выяснилось – не зря.

Тофалары живут только охотой и сбором “дикоросов” (ягод, орехов и грибов), а потому все другие продукты приходится завозить с “большой земли”. Если продукы не завезли на самолете, вмещающем максимум 10 человек и 500 кг груза, ждать их местным жителям больше просто неоткуда.

Власть восстановила справедливость. Груз был возвращен на борт, а два непредвиденных пассажира вынуждены теперь дожидаться следующего рейса, который отправится точно по расписанию – ровно через неделю.

 

Часть 3

Тофа – означает “человек”. Есть природа, есть животные, есть тофалары – то есть люди.

Тофалары – на редкость дружелюбный и приветливый народ. И даже рассказывая о своих многочисленных проблемах, в них не чувствуется злости или озлобленности.

А обозлиться, казалось бы, есть от чего.

Многие решения региональной власти, кроме как издевательством, назвать сложно. Если в прошлом году району дали денег на субсидирование 220 полетов от Нижнеудинска до Тофаларии, то в этом – лишь 160. Для местных жителей стоимость часового перелета на “кукурузнике” или Ми 8 составляет 750 рублей. Для всех других – 7000!!! (прям спецусловия для развития туризма).

В Тофаларии, как не сложно догадаться, на три поселка и 1000 жителей нет ни одного врача, а потому элементарный поход к стоматологу с ребенком для семьи – все равно что уехать в отпуск за границу. 1500 туда и 1500 обратно (один ребенок + один родитель) , проживание и питание в Нижнеудинске как минимум в течение недели (рейс раз в неделю, но если билетов не хватит – ведь их всего 10 – ждать еще неделю, не говоря уж о том, что Нижнеудинск – тоже не мекка областного здравоохранения).

Не сложно представить, с какими сложностями приходится сталкиваться беременным женщинам, семьям с несколькими детьми, пенсионерам. И это при том, что средний доход тофалара – порядка 10 тысяч.

На встрече многие жаловались и на другую проблему, которую как проявлением откровенного цинизма не назовешь. Правительство Иркутской области в мае 2016 года выпустило положение о том, на что предоставляются субсидии “… на компенсацию расходов по перевозке пассажиров, грузов, необходимых для жизнеобеспечения населения авиационным трансортом”. Много там есть продуктов, одежды и обуви, канцелярии и посуды, но нет… мертвых. А если человек умер в возрасте до 80 лет, то по закону требуется соответствующая экспертиза – без нее не выписывают свидетельство о смерти и хоронить нельзя.

А это зачит, что гроб надо перевезти в Нижнеудинск, там разместить в морге и дождаться экспертизу, потом отвезти обратно для захоронения.

Судмедэксперт сам не выезжает – “денег нет”, обустройство в Тофаларии морга – “не рентабельно”. Вывезти гроб пассажирским авиатранспортом – запрещено, а заказать под это мероприятие чартер – минимум 160 тысяч рублей – для местных это как слетать на Луну.

Люди – в отчаянии. Многие не выдерживают и хоронят без освидетельствования и документов. В результате растет количество “мертвых душ”.

Местные говорят, что не раз обращались в региональное Правительство, но голоса тофаларов, ни каждого в отдельности, ни общий вопль – там слышать отказываются. Вот еще и количество плановых рейсов сократили…

О многом мы говорили с тофаларами, с этими неунывающими людьми, отчаянно любящими свою землю. Но, когда мы прощались, кто-то из них сказал: “на самом деле, если нам бы вернули хотя бы прошлогодние рейсы и решили проблемы с мертвыми – с остальным бы мы и сами справились…” – все окружающие согласились…

Публикации по итогам поездки:

http://www.irk.kp.ru/daily/26675.4/3697169/

https://www.irk.ru/news/20170428/people/?utm_source=rss&utm_medium=rss_feed&utm_campaign=rss1

17 мая 2017 года

По итогам поездки мною был направлен запрос Губернатору Иркутской области, о сложившейся в Тофаларии ситуации.

На мой взгляд Правительству Иркутской области необходимо в кратчайшие сроки увеличить размер субсидий, выделяемых муниципальному образованию «Нижнеудинский район» на компенсацию расходов по перевозке пассажиров, грузов, необходимых для жизнеобеспечения населения, авиационным транспортом до увеличения количества осуществляемых рейсов в Тофаларию не менее уровня 2016г.

Необходимо незамедлительно принять все необходимые меры, изыскать, а при отсутствии перенаправить денежные средства и увеличить количество рейсов в Тофаларию до уровня, не менее уровня 2016г.

В своем запросе, я обратил внимание Губернатора, что согласно сведениям сайта открытый бюджет Иркутской области, например, в 2017 году на средства массовой информации запланировано 110 млн. рублей. Я считаю, что в рамках 7 млн. рублей, которых не хватает для увеличения количества рейсов, освещение деятельности органов власти Иркутской области в СМИ не столь важно, насколько важно обеспечить надлежащий уровень доступности к авиаперевозкам коренного малочисленного народа.

22 мая 2017 года

После публикаций в прессе и обращений депутатов Правительство Иркутской области занялось решением вопросов авиаперевозок в Тофаларию.

http://i38.ru/transport-obichnie/v-pravitelstve-irkutskoy-oblasti-predlozhili-tofalaram-platit-za-svoich-pokoynikov-15-tisyach-rubley

 

19 июля 2017

Направлен запрос на имя полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло по ситуации с авиаперевозками в Тофаларию. Запрос связан с обращениями мэра МО «Нижнеудинский район» Иркутской области Сергея Худоногова и жителей района – представителей коренного малочисленного народа тофаларов.

«Люди находятся в крайне тяжелой ситуации: из-за решений чиновников сэкономить бюджетные средства они оказались практически отрезанными от мира, их конституционные права нарушаются. Я лично посетил Тофаларию, общался с людьми и главами поселений, и могу подтвердить, что их требования являются обоснованными и справедливыми», – отметил Николай Николаев.

Решения требует ряд вопросов. Во-первых, по количеству рейсов в поселки Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара: в 2016 году из бюджета Иркутской области были просубсидированы 220 рейсов из Тофаларии до Нижнеудинска, в 2017 году субсидирование сокращено до 160 рейсов. Вертолет МИ-8, на котором осуществляются перевозки, имеет вместимость 21 человек без груза или 16 человек и 500 кг груза. При этом в поселке Алыгджер проживают 530 человек, каждому из них периодически необходима медицинская помощь, услуги социальной защиты, прочие государственные услуги, которые они могут получить только в Нижнеудинске. Мест на рейсы зачастую не хватает, и люди вынуждены ожидать следующего рейса, как минимум, неделю (при благоприятных метеоусловиях).

Во-вторых, необходимо решить вопрос с доставкой продуктов первой необходимости в Тофаларию. Постановлением Правительства Иркутской области от 16 марта 2017 года №162-пп установлена норма о компенсации расходов по перевозке грузов из расчета не более 0,5 тонны для каждого пассажирского рейса. Для населения Тофаларии этого остро недостаточно, считает депутат Госдумы. Если рейс полностью заполнен пассажирами, груз не перевозится, и жители населенных пунктов остаются без свежих продуктов питания, как минимум, на неделю. А в случае отсутствия пассажиров авиаперевозчик, согласно Постановлению Правительства Иркутской области, указанному выше, не может взять на борт более заявленных 0,5 тонны груза.

Третья острая проблема – перевозка тел умерших, так как в Тофаларии нет ни морга, ни патологоанатома. Как известно, освидетельствованию подлежат все, скончавшиеся в возрасте до 80 лет. Жители вынуждены перевозить тела своих умерших родственников в Нижнеудинск и обратно для захоронения. Но в Постановлении Правительства Иркутской области №261-пп от 4 мая 2016 установлен перечень расходов, которые субсидируются при авиаперевозке, и среди них нет расходов по транспортировке тел умерших.

Ранее был направлен запрос на имя губернатора Иркутской области. В ответе от 16.06.2017 г. № 04-30-1756/17 Правительство Иркутской области сообщило, что причиной сокращения количества авиарейсов явился соглашение, подписанное между МО «Нижнеудинский район» и АО «Авиакомпания «Ангара» на выполнение полетов в 2-4 квартале 2017 года с увеличением стоимости летного часа на 10 560 руб., с 132 000 до 142 560 рублей. Однако он отметил, что повышение стоимости летного часа привело к сокращению девяти рейсов, тогда как уменьшение финансирования авиаперевозок за счет бюджета Иркутской области дало сокращение 21 рейса, так как около 6,3 млн рублей из суммы, предполагавшейся на авиаперевозки, Правительство Иркутской области перенаправило на осуществление завода грузов по зимнику.

Найти компанию, которая возила бы пассажиров в Тофаларию по ценам ниже предложенных «Ангарой», не удалось: 13 марта 2017 г. администрация МО «Нижнеудинский район» объявила аукцион на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров воздушным судном в пределах территории Нижнеудинского района на 2-4 кварталы 2017 года, цена контракта составляла 132 000 рублей за рейс, однако не было подано ни одной заявки. Чтобы не допустить полного прекращения авиасообщения с труднодоступными территориями Тофаларии, администрация МО «Нижнеудинский район» провела отбор авиаперевозчика по критерию стоимости летного часа, у АК «Ангара» он оказался самым низким.

Что касается доставки товаров первой необходимости, администрация МО «Нижнеудинский район» отмечает, что по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требования здорового питания, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.08.2016 г. №641, необходимый объем скоропортящихся продовольственных товаров для жителей Тофаларии в год должен составлять 790 тонн. Согласно закону Иркутской области от 18.01.2013 г. № 156-оз «О потребительской корзине в Иркутской области», необходимый объем скоропортящихся продовольственных товаров должен составлять 515 тонн. Таким образом, при устоявшейся практике компенсации расходов по перевозке грузов авиационным транспортом за счет средств субсидий из расчета не более 0,5 тонны на рейс, возникает дефицит как продовольственных товаров, так и товаров первой необходимости.

По проблеме перевозки тел умерших Правительство Иркутской области отметило, что перевозка после проведения патологоанатомических вскрытий, судебно-медицинских экспертиз осуществляется за счет средств родственников или законных представителей. В Правительстве Иркутской области уточнили, что стоимость перевозки тел умерших составит 15 тыс. рублей. «При среднем уровне зарплаты в Тофаларии в 10 тыс. рублей это очень большая сумма», – отметил Николай Николаев в своем обращении.
«Исходя из вышеизложенного, ни один из вопросов, поставленных в моём депутатском запросе, не был решен на уровне Правительства Иркутской области, – указал депутат в обращении на имя полпреда. – В связи с этим, прошу Вас оказать содействие в решении социально значимых вопросов для самого малочисленного народа России, указанных в обращениях, а именно:
1. Увеличение субсидий муниципальному образованию «Нижнеудинский район» на компенсацию расходов по перевозке пассажиров, грузов, необходимых для жизнеобеспечения населения, авиационным транспортом;
2. Продовольственное обеспечение;
3. Перевозка тел умерших граждан после проведения патологоанатомических вскрытий, судебно-медицинских экспертиз».

Публикации по теме:

http://i38.ru/transport-pervie/nikolay-nikolaev-napravil-obraschenie-na-imya-polpreda-prezidenta-v-sfo-sergeya-menyaylo-po-situatsii-s-aviasoobscheniem-s-tofalariey

Продолжение следует…..